Что это? Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Каковы задачи АФК? У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Почему важно включать физические упражнения в программы по коррекции речи и поведения? Занятия физкультурой являются прекрасным инструментом для развития, совершенствования и коррекции психических функций, нейродинамических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой и моторной (двигательной) сфер, в том числе и у неговорящих детей. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков детей позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития.
Использование упражнений из интегральной физкультуры является важным компонентом на пути нарушений речевой и двигательной функций у детей, формирования регуляторного компонента психической деятельности.
Помимо того, что ребенок на занятиях по интегральной физкультуре приобретает и закрепляет двигательные навыки, он становится более внимательным, целеустремленным и работоспособным.
У детей с Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) одной из основных причин развития болезни является нарушение баланса нейромедиаторов - веществ, обеспечивающих передачу нервных импульсов между нейронами. Физические нагрузки стимулируют обмен веществ в организме в целом, и, соответственно, способствуют улучшению нейромедиаторного баланса. Вот почему лечебная физкультура - это неотъемлемый компонент лечения СДВГ и активная поведенческая терапия.
Как проходят занятия? Занятия всегда проводятся индивидуально. Специалист составляет индивидуальную схему упражнений, которая позволяет любому ребенку быстро добиться результатов. Коррекция упражнений и нагрузок происходит в реальном времени на каждом занятии. В нашем центре работает несколько тренеров, каждый из которых является высококвалифицированным специалистом и обладает большим опытом работы с самыми разными детьми (с РАС, ДЦП, ЗПР и др.).
Занятия включают в себя выполнение упражнений на координацию движений и равновесие, силовые и аэробные нагрузки с использованием тренажеров и спортивных снарядов.
На занятиях присутствует такой важный элемент, как поведенческая терапия. Непрерывно взаимодействуя с ребенком, тренер мотивирует его к выполнению упражнений, призывает к дисциплине.
По результатам занятий ребенка тренеры обязательно дают обратную связь родителям, разрабатывают индивидуальный комплекс упражнений для занятий дома, т.к. регулярные занятия очень важны для положительной динамики, и «домашняя работа» только ускорит прогресс ребенка.
Обязательное условие эффективных занятий с использованием физических нагрузок – регулярность! График занятий составляется индивидуально. В основном тренировки проводятся ежедневно или несколько раз в неделю. Курс состоит из 10-15 занятий по 30 минут.
Доказано, что физические упражнения, проведенные в комплексе с другими коррекционными мероприятиями, существенно повышают их результативность.
При каких условиях рекомендуются данные занятия? - СДВГ
- ДЦП
- Поведенческих нарушениях, неврозах, неврозоподобных нарушениях
- Нарушениях осанки
- Нормализации массы тела, формирования мышечного корсета
- Повышения иммунитета
- Повышения работоспособности, выносливости, школьной успеваемости
- Улучшения когнитивных навыков (память, внимание, мышление)
- Развития координации движений, баланса